Что главное в воспитании детей
Вторник, 25 Янв 2022 8:01Мнение Андрея Ткачева – священника РПЦ, телеведущего, писателя, блогера. «На мой взгляд, мы хотим от детей и подростков того, чего сами в своей жизни реализовать не сумели. Дети часто – это полигон для отработки наших нереализованных надежд. Ребенка с детства можно затаскать по разным секциям: балет, фехтование, английский язык, компьютерная графика… У них детства просто нет. Получается, что мы над ними издеваемся.
И мы очень хотим, чтобы наши дети избежали наших ошибок. Хотим, чтобы они стали ого-го какие… Не то, что мы… И мы не знаем, как к этому приступить. Мы издеваемся над ними. Мы что-то хотим от них. Мы не знаем, как это сделать и тыкаемся наугад.
Я считаю, что кружки, спортивные секции, походы, лекции, беседы, внеклассная работа – всё это никуда не пропадет. Всё, что вы делаете для них, имеет пользу, просто результат – не такой, какой вы хотите.
Давайте мы с вами признаем несколько вещей. Во–первых, мы не знаем, как их спасти от опасностей. У нас не было такого опыта. Во-вторых, в нашем детстве не было таких угроз, которые существуют в современном мире. Мы живем в информационное время. Сегодня они погружены в море информации. Я не удивлюсь, если у них падает способность к запоминанию, падает способность к анализу информации… Они просто плавают в море информации, которое является, на самом деле, скрытым оружием против человека.
Нам надо сделать хотя бы задачу-максимум – оградить детей от полового растления и наркотической зависимости. Потом человеку надо дать навыки труда. Нужно же подготовить его к жизни, пока мы вокруг него бегаем и прыгаем, то ему хорошо живётся. А потом ему придется жить самому.
Нужно учить детей трудиться. Нельзя всё делать за них и вместо них. Мы, сумасшедшие мамаши и сумасшедшие папаши, в подавляющем большинстве случаев воспитываем их эгоистами. Мы всё делаем вместо них. Мы боимся их заставить. Мы боимся на них прикрикнуть. Мы боимся их обязать. Хотя они с каждым годом должны брать на себя всё больше и больше нагрузки.
Они могут научиться стирать, гладить, убирать в доме, мыть машину во дворе, они могут почистить отцу обувь и не считать это зазорным. Они должны разбудить меня утром и сварить мне яйца вкрутую, а не я должен их будить и делать им чаёк.
Мы сплошь и рядом разбаловали своих детей. Им вообще ни до чего дела нет, кроме как найти в гаджете какую-нибудь гадкую картинку и рассматривать ее с неотрывным вниманием, свойственным его тинейджерскому возрасту.
Вы же сами все очень трудно живете. И тащите на себе, закусивши удила, как ломовые лошади телеги со своими проблемами: квартиры, зарабатывание денег, болезни, неприятности, скорби… А детки наши – лентяи, которые воспитаны нами. У них полным-полно свободного времени, которое они не знают, чем занять. У них всё куплено нашими руками, и они ничему цены не знают. Как же мне потом эгоистика православненьким сделать? Какая-то неразрешимая задача получается.
Ребенок должен понимать, что булка в магазине – это очень трудная еда. Историю булки надо рассказать ему. Сколько труда туда вложено. Как это всё появляется. Это очень длинная история. Большинство детей никогда не задумывается о таких длинных историях.
А что из человека можно вырасти, если он элементарных вещей не понимает? Он поэтому возьмет и бросит на пол хлеб. И ты его ударишь по попе, а он даже не поймет, что это не просто хлеб, а очень тяжелая пища. Это ж нужно объяснять. Если не объяснять, то они этого никогда не поймут. Хлеб – трудная пища. И костюмчик твой – тоже тяжелая одежда. Маме и папе пришлось много работать, чтобы тебя накормить и одеть.
Мы не знаем цены вопроса. Эти элементарные вещи надо объяснять. Человек сам никогда не поймет этого, если ты ему не расскажешь. Да никто не думает ни о чём, если с ним об этом не заговоришь. Откуда хлеб берется, как костюмчик шьётся, почему надо лампочку выключать – всё это надо объяснять. Без трудолюбия, без уважения к старшим, без уважения к чужому воспитание ребенка сводится к нулю.