Почему гаджеты вредны для детей

Четверг, 25 Фев 2021 8:05

Uned1ifВ последнее время в СМИ все чаще и чаще поднимаются вопросы о вреде применения цифровых технологий в детском возрасте. Но реклама всевозможных курсов по программированию, обучению ИТ технологиям, компьютерной графике и др. буквально заполонила интернет-пространство. И родители часто ведутся на эти новомодные программы, не понимают, что вместо развития добровольно тормозят и вредят своим детям.

Ко мне часто обращаются родители с вопросом, стоит ли отдать своего ребенка на подобные занятия, или те, кто обеспокоен поведением детей, сильно увлекшимися цифровыми технологиями. Поэтому снова постараюсь объяснить, почему раннее увлечение гаджетами особенно вредно для развития ребенка.

Для этого давайте посмотрим, как в течение жизни формируется головной мозг. В первые годы жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.

К 6 годам активно начинает развиваться язык, точнее, область мозга, отвечающая за речь, она продолжает быстро развиваться вплоть до 10 лет. В это же время начинают интенсивно развиваться области префронтальной коры головного мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, но в 1-2 классах еще имеется недостаток их зрелости. Это является одной из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.

В 8-9 лет происходит развитие мелкой моторики. Детям становится легче писать, а в поделках они выходят на новый уровень аккуратности. Но в этом возрасте только начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая.

К 13 годам созревает одна из последних среди областей головного мозга префронтальная кора. До этого у детей не хватало способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы. А с этого момента появляется сознательность и рассудительность. Вместе с тем  глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции. Благодаря активному развитию теменных долей хорошо развивается логика. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.

В 15 лет изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.

К 17 годам благодаря созреванию префронтальной коры головного мозга подростки способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.

В 21 год достигают максимального развития высшие психические функции, мозг фактически созрел.

Таким образом, формирование и развитие отделов головного мозга можно сравнить с картой. Сначала это будет более общий вид, в большом масштабе, видны суша, океаны, потом мы как будто приближаем эту карту, уже заметны горы, моря,  реки, низменности. Затем материки, страны и т.д. С возрастом эта карта принимает более детальный вид. А к 21 году мы уже можем рассмотреть на ней города с улицами и домами. Далее на протяжении всей дальнейшей жизни картинка становится все насыщенней и конкретней.

И вот теперь давайте представим, что происходит в возрасте 7-10 лет (начальная школа), если ребенок начинает активно пользоваться гаджетами. Вместо того, чтобы активнее развивать мелкую моторику (заниматься чистописанием, мастерить поделки, заниматься конструктором, вязать), ребенок сидит за компьютером и нажимает на кнопки клавиатуры или водит мышью по экрану. Именно в тот момент, когда мозг готов к максимальному развитию, его начинают тормозить. Что происходит? Чтобы приобрести все навыки мелкой моторики придется трудиться в разы больше, так как наиболее благоприятный период прошел. Поэтому плохой подчерк так редко можно изменит с течением времени.

А, например, в 13 лет мозг готов к выходу на более высокий уровень умственных способностей, готов к ответственному принятию решений. Но вместо этого подросток проводит огромное время в гаджетах, где ему предлагаются готовые схемы, примитивная информация, ему внушают, что образование и знания не важны. Его контакты в социальных сетях носят поверхностный характер. Таким образом, он останавливается в своем развитии. Конечно, можно наверстать что-то потом, но придется приложить гораздо больше усилий.

Можно приводить очень много примеров, какие могут быть последствия, вот только некоторые цифры. О последствиях увлечения гаджетами в детском возрасте хорошо пишет Манфред Шпицер в книге «Антимозг. Цифровые технологии и мозг». Он приводит такую статистику: «Около 250 000 молодых людей в возрасте 14–24 лет признаны интернет–зависимыми». Это данные из Германии. Также по данным годового отчёта комиссии по борьбе с наркотиками и иными видами зависимостей: 1,4 миллиона признаны «проблемными пользователями интернета».

По словам Манфреда Шпицера, при постоянном контакте с гаджетами у молодёжи начинает разрушаться память и способность к концентрации внимания, то есть формируется рассеянность. И также он упоминает о том, что имеют место быть и расстройства эмоциональной сферы.

Данные по США: по статистике, молодые люди тратят более 7 часов ежедневно на цифровые СМИ, и чаще всего это больше, чем на сон. Далее Шпицер пишет, что дети и подростки, зависимые от гаджетов, «не могут прилагать усилий, чтобы сконцентрировать внимание, или если требуется написать текст большого объёма».

Я не коснулась темы нравственного и духовного влияния цифровых технологий на воспитание ребенка. Скажу лишь, что как только вы даете ребенку в руки гаджет, уже не вы, а он, воспитывает его. Из всего сказанного, я надеюсь, родители сделают правильные выводы. Не забывайте, что именно вы ответственны за своих детей, и когда делаете выбор в сторону покупки смартфона или планшета, потом не на ребенка, а на себя, ругайтесь, когда не сможете оторвать его от экрана. И сначала накажите себя, а потом ребенка!

Наталья Ларина, педагог, психолог

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв