Не дожидаясь падения Вавилонской башни

Среда, 25 Мар 2020 21:51

vavilonskoyПротоиерей Сергий Рыбаков, заведующий кафедрой теологии РГУ им. С.А. Есинина, о самом актуальном:
– Батюшка, что за напасть такая – коронавирус, которая перевернула, переформатировала весь мир, протянула свои щупальца к святая святым?
– Я уже говорил неоднократно и в данном случае могу повторить, что происходит, вернее, уже произошла исчерпанность всего того, что мы называем просоветским периодом, а для мира это модерн, постмодерн. Мир пришел в состояние полной исчерпанности: не работают прежние методы управления, экономические, политические, культурологические системы. Векторы развития зашли в тупик. В данном случае мы имеем, видимо, с одной стороны, кем-то организованный, а с другой стороны, промыслительно Богом попущенный процесс перехода к совершенно другому миру. Этот мир, в котором как-то должна восторжествовать Божественная истина, отвергаемая сейчас человечеством: попущение распущенности, наркомании, нежелание познавать истину, отрицание ее, масштабный нигилизм, богоборчество. Все это накопилось и требует своего некоего катаклизма, который бы привел человечество в чувства.
– Всегда казалось, да и воочию это можно было всегда увидеть, что мир состоит из совершенно разных территорий, государств. Китай, Италия, Россия… – такие непохожие страны. Но появилась некая общая бацилла, и все происходит по одному сценарию…
– Надо сказать, что человечество никогда не было слишком разъединено. Всегда существовали разного рода обмены, связи, определенные отношения. Некоторые народы оказались на периферии до какого-то времени. Например индейцы, майя, ацтеки, народы Южной Америки. Потом и они были вовлечены в общую орбиту культурного и цивилизационного процесса, поэтому впоследствии и появился латиноамериканский культурно-исторический тип, который стал называться, используя термин Данилевского. Сейчас же в силу глобализационных процессов, с одной стороны, происходит объединение всех и подготовка к глобальному единению народов в богоборчестве, а с другой стороны, промыслом Божьим, видимо, сейчас уже начинается нечто обратное: разделение некоего единого глобального народа на народы, как это было во время Вавилонского столпотворения. Вавилонская башня опять в очередной раз рушится, и народы начинают сознавать свою национальную идентичность, возвращаться к своим истокам. Другое дело, примут ли, поймут ли люди спасительность такой ситуации. Здесь уже каждый народ ориентируется на некую свою традицию. В зависимости от того, отступят ли народы от богоборчества или будут развивать его дальше, и определится их судьба. И дай Бог, чтобы наш народ, покаявшись и пересмотрев свою устремленность, в том числе и религиозную, получил все-таки милость от Бога, чтобы продолжить свое бытие в истории.
– Все последние годы через СМИ нам активно внушали, что вектор развития, «красивой» жизни летит на запад. Еще немножко, еще чуть-чуть, и мы зашагаем с ним в одном победном строю, но сохраняя при этом свое лицо.
– На самом деле мы давно и очень мощно через нашу либеральную, прежде всего управленческую, элиту были встроены в глобальные мировые процессы. Все это началось в 90-е годы прошлого века. И лишь при президенте В.В. Путине стали проглядываться некие процессы с обратным вектором. Десять лет кряду чуть ли не на каждой пресс-конференции президенту или представителям министерства иностранных дел задавался вопрос о дискриминации ЛГБТ-сообщества, о запрете гей-парадов. В конечном итоге оказалось, что мы не способны воспринять западную идеологию, которая сейчас показала свою полную несостоятельность и привела к тому, что народы начали вырождаться. Предложение вписать в новую Конституцию определение семьи как союза мужчины и женщины означает, что в развитии государства мы будем ориентироваться на наши традиционные ценности.
– Предложение упомянуть Бога в Конституции тоже можно отнести к антиглобалистическому повороту? Хотя, с другой стороны, у американцев Бог упомянут даже на долларе…
– Для нас это все-таки небольшой, незначительный, но в верном направлении шаг. А чтобы понять, что американцы подразумевают под словом «Бог», стоит почитать американских идеологов, таких представителей философии прагматизма, как Чарльз Сандерс Пирс и Джон Дьюи, которые писали о том, что Бог – это не продавец в мелочной лавке, а Бог… типа оптовой торговли. В США истинным Богом является, конечно, мамона. Конечно, там есть люди, которые почитают Бога, читают Библию. Но все-таки основой государственной идеологии США является поклонение богу – мамоне.
– У русского народа даже в советские времена не было такой богоборческой тенденции.
– В советское богоборческое время вообще не было поклонения мамоне, тогда как раз были такие ограничения, что человека проворовавшегося за 10 тысяч рублей могли расстрелять. В Советском Союзе в этом отношении было нечто противоположное поклонению мамоне. Там были совершенно другие богоборческие тенденции, другие идеалы, а поклоняться мамоне нас пытались научить с 90-х годов. И это тоже не получилось. У нас народ никак не склонен к этому, не имеет в себе этих генов, которые бы могли заставить нас поклоняться мамоне.
– Что мы можем противопоставить, можно сказать, всеобщему планетному унынию и тревоге?
– Всегда помнить, что с нами Бог. У нас есть православие, есть возможность молиться, исповедовать свои грехи, причащаться. Несмотря на все коронавирусы, в наших храмах совершаются Таинства. И хотя число людей, которые регулярно ходят в храмы, не так велико, мы помним, что Господь говорил о десяти праведниках, ради которых он может сохранить город. Скорее всего, в каждом селе, в каждом городе есть по праведнику, без которых ни этот город, ни это село, не могут стоять.
Беседовала Ирина Евсина

Вы можете оставить отзыв. Пинг сейчас закрыт.

Ваш отзыв