Рождество и двадцать елок
Четверг, 11 Дек 2014 18:05Наверное, особенность современного детства в том, что из него стремительно уходит Праздник. Нет-нет, не подумайте, что редакция достала из архивов текст какого-нибудь девяносто третьего года о трудном детстве эпохи перемен. Речь «про сейчас» – ведь именно сейчас, в наше вполне закормленное время, Праздник (вот так, с большой буквы) очень часто проходит мимо наших детей.
В нашем детстве не было Рождества (по крайней мере, в таком масштабе, как у нынешних верующих семей). Но ощущение Чуда и Праздника – было. Было, правда, чуть раньше, на Новый год, но я уверена, что именно детские радости ожидания Праздника продолжают окрашивать радостью мое взрослое Рождество. Вы помните главный зимний праздник много лет назад? Посреди общей скудости – неожиданный запах мандарина. Клей, ножницы и много бумаги – половина елочных игрушек делалась своими руками. Фантики от конфет, накопленные за год, достаются из коробки и пускаются в ход. И праздничный – небывало вкусный – ужин. И папа поведет в ледовый дворец на «елку», и там дадут один (но какой!) набор шоколадных конфет… И город как бы пустой, а ледяные горки полные. И просто – все-все-все не так, как в будни.
Сейчас – вроде бы – все еще лучше. Витаминные мандарины мы едим круглый год, наборы шоколадных конфет ребенку приносят штук по восемь. Билеты на елку – да сколько угодно, тем паче, что каждый из родственников желает сводить дитя на «свое» представление. И вот, для ребенка Рождество начинается числах в двадцатых – с утренника в детском саду. Потом елка в театре по «профсоюзным» билетам – числа 28. Первого – гости, второго – гости. (Даже в семье, которая постится, часто ради родни накрывают некий «постный стол»). Третьего января папа ведет в театр, восьмого – еще какая-нибудь елка. Где-то посередине незаметно промелькнет Рождественская литургия. Привезли-причастили-увезли. Ну, или еще на утренник в воскресной школе оставили. А у кого-то еще будет кафе с аниматорами, поход с мамой в кинозал, и…, и…
И где он, праздник? Покажите пальцем! Все, как у политиков: хотели, как лучше – вышло, как всегда. Обилие праздничных восторгов превращает сам Праздник в суровые будни, когда дитя лениво роется в десятом по счету подарке, отыскивая «нормальную» конфету, и смотрит новогодний спектакль стариковским бесстрастным взглядом: «Опять Снегурочка, опять стихи…». А вертеп в воскресной школе из подручных материалов кажется и вовсе «скукотищей» – никаких тебе лазерных спецэффектов и цветомузыки, ууу…
Неслучайно ведь большим церковным праздникам предшествуют посты. Это не просто аскетическая «тренировка» – это средство помочь человеку немного вернуть себе остроту ощущений, испытать радость перехода от скудости к полноте, от покаянной скорби – к ликованию. Детям не полезен пост в форме лишения их молочных продуктов и т.п. Зато очень даже полезен пост «конфетный» и зрелищный. Обычно, лет после четырех, дети сами вызываются на подобные подвиги (для них, кстати, весьма немалые). Все это можно обговорить, «морально настроить», обсудить варианты (к примеру: конфеты не едим, но в воскресенье – можно). Билет в театр, если очень хочется, берем на «после Рождества».
И в разговение, в сам Праздник, главное – не терять бдительность. Рождество надо встретить! Отпраздновать. Порадоваться! А не ходить «встречать» как на работу по двадцати «елкам», пока не затошнит.
Елена ФЕТИСОВА