Украина у края
Понедельник, 17 Мар 2014 21:15Протоиерей Александр Добросельский
Будучи украинцем и сильно переживая те события, которые, возможно, войдут в историю Украины как «Майдан 2014 года», я не смог отказаться от предложения прокомментировать сложившуюся ситуацию. Во-первых, я это делаю для себя, чтобы с большим пониманием воспринимать происходящее, а во-вторых, чтобы объяснить хоть небольшому числу недоумевающих православных россиян то, что они не могут осознать и ощутить настолько же ясно, как тот, кто родился, жил на Украине, имеет там родственников, друзей и предков и любит ее культуру. Понимание всегда облегчает страдание, потому что: во-первых, делает причину страданий объяснимой и страдания закономерными, а, во-вторых, явленная причина может быть и устранена, было бы к тому желание. Важно только показать именно причину, а не ее последствия, о которых много говорят, но от знания которых легче стать никак не может. Изложенное здесь есть, конечно, мое личное видение, однако, претендующее на некую полезность. Разобраться в сложной украинской чересполосице этнического состава, языков и вероисповеданий настолько сложно, что только узкий круг специалистов, непосредственно занимающихся этой тематикой, могут описать ситуацию в Украине. Однако есть нечто, значительно упрощающее понимание ситуации, это – христианская вера. Именно эта категория является определяющим ситуацию критерием, оставляя позади все остальные, и мы воспользуемся здесь этим инструментом.
Необходимо отметить, что в Украине, как основные группы населения, живут не «русские» и «украинцы», но Малая Русь (малороссы), Великая Русь (великороссы) и Галицкая (Червоная) Русь (галичане). (Есть еще, как все знают, Белая Русь, но она имеет сейчас свое государство – Белоруссию). Такова, если не вдаваться в историю и не вспоминать такие сомнительные реалии, как Русь Черная и под сегодняшняя реальность.
Великая Русь – это православный народ, говорящий на русском языке, или, как предпочитают считать некоторые, на великорусском наречии русского языка. В современной Украине это около 10 млн (20% от всего населения страны), постепенно сходящие на нет с Востока (где их большинство) на Запад Украины. Великорусы поселились в так называемой Новороссии, земли которой были присоединены в результате войн XVIII-XIX вв (ныне – так называемая Юго-Восточная Украина) и смешались с казаками-малороссиянами, жившими до того на этих диких территориях на полувоенном положении. Так как разницы в вере между ними не было, в языке она была незначительной, да и казаки давно ожидали помощи от братьев с севера, то смешение населения проходило безболезненно. Проходило также смешение и в центральных областях Украины, куда шло проникновение великорусов, как шло и обратное проникновение малорусов в Великую Россию.
Малорусы – православные потомки тех самых казаков и защитников Православия, которые описаны Гоголем в «Тарасе Бульбе». Они говорят на широком спектре говоров от почти русского (с легким акцентом), и, через разнообразный спектр так называемого суржика, до литературного украинского языка киевского варианта. Живут, в основном своем количестве (всего около 25000000, более 50%), на Юге и в центре Украины, постепенно уступая в численности великорусам на востоке и галичанам на западе. Но, к сожалению, в Российской империи, после воссоединения братских народов, стала проводиться политика русификации, то есть, сглаживания накопившихся языковых и культурных различий, что болезненно сказалось на самосознании малороссов и наклонило их сочувствие к обособлению.
И, наконец, галичане (Червоная русь) – это в основном греко-католики и православные раскольники, живущие в западных областях Украины. Их расселение примерно соответствует территории современных Ивано-Франковской (1400000), Львовской (2500000) и части Тернопольской областей Украины, к ним плотно прилегают по культуре и вероисповеданию Хмельницкая (1300000), Винницкая(1600000) и другая часть Тернопольской областей (т.н. Подолье); Закарпатская (1300000), Черновицкая (900000); Волынская (1000000) и Ровненская (1100000) (Волынь); в меньшей мере – Житомирская (1300000), всего около 12000000, то есть так же, как и русских (великороссиян) около 20 %.
Последняя из указанных групп наиболее длительное время находилась в составе неправославных и неславянских государств (со времен монголо-татарского нашествия и вплоть до Второй мировой войны), была отсоединена от общерусских культурных и духовных процессов, поэтому весьма враждебно отнеслась к идеям коммунизма, которыми буквально огорошила их Великая Россия после того, как присоединила к себе: отнимала земли, загоняла в колхозы, запрещала быть христианами, а когда это не удавалось, насильно переводила из униатства в Православие, как когда-то, наоборот, их насильно переводили из Православия в униатство католики. Конечно, теперь видно, что здесь «западенцы» были правы: коммунистическая идея была злой и безбожной утопией. Но ответная озлобленность сыграла трагическую роль с этой частью русских людей, озлобленность стала их ошибкой. Их ожесточенность частью снова вернула их в греко-католицизм, частью – увела в раскол в конце XX века. Греко-католицизм – это католичество под видом православия, который делает «западенцев» уже другим, не православным по культуре народом. Другая часть, раскольники – представители различных православных, но безблагодатных сообществ – несут на себе проклятие озлобленности. Здесь нужно отдельно сказать о понятии безблагодатности.
Каждому православному христианину известно, что есть Божественная благодать. Это есть Сам Бог Дух Святой, оживляющий своею любовью сердце христианина. Без Него христианство – не есть христианство, но лишь христианское учение, способное как-то упорядочить жизнь. Ушедший в раскол от Церкви – уходит и от Бога… Зло иногда изображают в виде змея, пожирающего себя с хвоста. Этот образ является прекрасной иллюстрацией раскола: раскольник уходит в раскол, потому что ненавидит, а затем еще более ненавидит, потому что ушел в раскол. Сколько бы теперь ни молился в «своей» церкви такой человек, его сердце преисполнено горечи и ненависти, ибо ничем другим оно наполнено быть не может. Оттого, что он не понимает своей ошибки, но чувствует не Божественную любовь и покой, а огорчение и ненависть, он видит виноватыми в этом тех, от кого откололся, и проникается к ним ненавистью еще большей, так что такой человек перестает быть христианином, предав Христа вместе с Его всепрощающей любовью. Так бывший христианин легко, потому что целенаправленно, скатывается к изуверской жестокости. Сердце верующего во Христа и грешащего «грехом к смерти» (1Иоан.5:14-17) болит особой, мистической, невыносимой болью, какой не болеет сердце грешника неверующего. А «гибкий» ум предпочитает обвинять в причинении этой боли кого-нибудь внешнего, но не собственную совесть.
Представьте себе, что, к примеру, какой-нибудь рязанский священник, по происхождению украинец, вдруг заявит, что, оставаясь православным, отделяется от Рязанской епархии Православной Церкви, и создает в Рязани «свою православную» церковь, просто потому, что ненавидит «москалей» и не хочет ходить с ними в один и тот же храм, ибо они строили коммунизм и его отцов заставляли делать то же. Где будет место Христу в таком сердце? Ведь в истинном христианстве «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». (Кол.3:11). Если почитание креста сочетается с ненавистью (в том числе и по национальному признаку) – это уже не христианство, а фашизм, и это мы хорошо знаем и помним.
«Окончание можете прочитать в газете «Благовест» №4″.