ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ

Вторник, 08 Янв 2013 11:21

Ушинский говорил о необходимости ясной цели воспитания и о том, что воспитатель должен иметь твердые нравственные убеждения

Вы можете оставить отзыв. Пинг сейчас закрыт.

Один отзыв на «ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ»

  1. Леонид пишет:

    02 Мар 2013 в 13:32

    АКТУАЛЬНЫЙ УШИНСКИЙ

    189 лет назад, 2 марта, родился великий русский мыслитель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский, чьи идеи и мысли сегодня не менее, а даже более актуальны, чем при его жизни.

    Он был основателем русской педагогики и народной школы, одним из основателей детской педагогики и психологии. Главный его труд «Человек как предмет воспитания. (Опыт педагогической антропологии)» в 2-х томах (1868, 1869 гг.) в течение нескольких десятилетий был основным руководством для педагогов и психологов.

    Его любимой народной пословицей, которую он неоднократно цитировал в своем главном труде, была пословица «Ум без разума беда». Воспитание он ставил впереди обучения. «Чувство общественности или нравственное чувство живет в каждом из нас, точно так же, как и чувство личности, эгоизма. Оба эти чувства в виде микроскопических зародышей рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, т.е. нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все нежнейшие растения».

    Ушинский говорил о необходимости ясной цели воспитания и о том, что воспитатель должен иметь твердые нравственные убеждения. Если они даже будут глубоко запрятаны, они будут им высказаны, даже если он этого не хочет.

    «Разумный воспитатель… не оставит неразвитыми высших и духовных потребностей человека и сделает их девизом своей воспитательной деятельности».

    Ушинский уже с начала своего главного труда «Человек как предмет воспитания» как в первой физиологической части, так и в психологической постоянно упоминает о душе, которую он определяет как сочетание сознания, воли и чувства (кстати, в МСЭ издания 1960 г. слово «душа» вообще отсутствует).

    В вариантах к первому тому «Педагогической антропологии» Ушинский относительно материалистических воззрений говорит: «Отсюда уже видна вся опасность для общества и человечества, какая могла бы произойти, если бы воспитание сдвинулось со своих христианских основ». К сожалению, педагогика сдвинулась с христианских основ вскоре после революции 1917 г., а может быть, и еще раньше, и теперь наше общество не хочет вернуть ее на правильный путь, предпочитая пожинать плоды безнравственности, охватившей всю страну.

    В область русской педагогики К.Д. Ушинский вошел как борец за народную школу, чтобы связать образование с жизнью и действовать через школу на характер народа. В 1867 г. была напечатана его статья: «О необходимости сделать русские школы русскими». И изучать русский язык следует в первую очередь, и только после этого приступать к иностранному. Также следует отдавать предпочтение изучению русской истории и русской географии, что он весьма убедительно доказывал в упомянутой статье.

    В 60-х годах XIX столетия Ушинский выпустил книгу для учащихся «Родное слово», Руководство к преподаванию по «Родному слову», «Детский мир», статьи: «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Проект учительской семинарии» и другие статьи.

    Константин Дмитриевич считал, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно: «Только личность может действовать на развитие личности…». В статье «О народности в общественном воспитании» он пишет: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству». В этой же статье Ушинский высказывает как философ величайшую мысль, над которой и нам следует призадуматься: «Каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и если он позабыл эту роль, то должен удалиться со сцены: он больше не нужен. История не терпит повторений. Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». Я думаю, что никто из русских людей не хочет такого конца для нашей страны.

    В той же статье Ушинский говорит: «История убеждает нас на каждом шагу, что понятия наши о достоинствах и недостатках неприложимы к целым народностям, часто то, что кажется нам недостатком в народе, является оборотной и необходимой стороной его достоинств, условием его деятельности в истории». И далее: «Есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, – это идеал, представляемый нам христианством. Всё, чем человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего, вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, оно же и должно служить для воспитания каждого христианского народа источником всякого света и всякой истины. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столп в пустыне, впереди человека и народов; за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью».

    Ушинский говорит, что общественной системы народного воспитания для всех народов не существует ни на практике, ни в теории, что нельзя жить по образовательной системе другого народа. Народ должен питать собственную педагогическую систему.

    Во время поездки в Крым для работы над 3-м томом «Педагогической антропологии» Ушинский захворал воспалением легких и скончался в ночь с 1-го на 2-е января 1871 г. на 47 году жизни. Захоронен он был согласно его желанию в ограде Выдубицкого монастыря. На могиле был установлен памятник с надписью: «Константин Дмитриевич Ушинский – автор «Детского мира», «Родного слова» и «Педагогической антропологии».

    Леонид ЕРМОЛАЕВ

    Труды К.Д. Ушинского изучают во всех педагогических вузах страны. Он – один из общепризнанных столпов в педагогике, и тем более удивительно, что в современной школьной практике его опыт практически не используется. Или используется так, что его надо рассматривать под лупой. А не придется ли вскоре другим нациям под лупой рассматривать нас, русских людей, вымирающих и физически, и духовно?!!

    Благовест

What is a site definition and the types of sites that are available.

Ваш отзыв